Дата последнего обновления файла 30.09.04

31.07.04 Дорога в горы

Ну, вот я и покинул город. Все встретились уже в поезде. Нас шестеро. С Александром Павловичем я встретился уже на станции Камышенская. Я подошёл немного пораньше, и поэтому пришлось пропустить одну электричку. Для того чтобы не пропустить его появление я вышел на улицу, по которой он по моим расчётам должен был подойти к станции. Рюкзак, двигающийся к станции, я увидел издалека. То, что он двигается не сам по себе, а на самом деле под ним находится человек, удалось разглядеть намного позже. Тем не менее, рюкзак, несмотря на его внушительные размеры, двигался с поразительной скоростью и менее чем за минуту он оказался около меня.

Около вокзала Главного находилось множество рюкзаков. Казалось, что если не весь город, то, по крайней мере, значительная его часть собралась переместиться на Алтай. Не без труда я разглядел два рюкзака, стоящие на лавочке немного в стороне от основной массы стоящих, сидящих и двигающихся рюкзаков. Около одного из них прохаживался Максим. Чуть попозже я познакомился ещё с одним парнем. Его звали Игорь. Павла, который прилетел сегодня из Москвы, и должен был присоединиться к нам, не было.

Шло время, но он не появлялся. Пока было время до поезда, мы решили купить минеральной воды. Я сбегал за бутылкой карачинской. (Обратите внимание! Эта бутылка очень скоро проявит свой характер.) Павла всё не было. Но вот объявили посадку на поезд. Лёгким движением руки с возгласом "ХА" со второй попытки (после первой меня унесло метров на десять в сторону) мне удалось забросить рюкзак на плечо и мы пошли грузиться на поезд.

В поезде меня ждал сюрприз. Мой рюкзак никак не желал умещаться под полку. Максим, у которого был несколько больший опыт, сочувственно посоветовал забросить его на верхнюю полку. Приглядевшись, я заметил, что его рюкзак уже покоился на соседней полке. Совместными усилиями, втроём, нам удалось запихать мой рюкзак на верхнюю полку, и стали ждать отправления поезда.

Наконец перрон медленно стал двигаться за окном. Через несколько минут появились Александр Павлович и Павел. Он успел буквально к отправлению поезда. Здесь выяснилось, что он ещё не до конца москвич. Родился и вырос он в Новосибирске и только после окончания университета переехал работать в Москву.

Мимо медленно проплывали берега Обского моря. Вскоре поезд подошёл к Бердску. Здесь к нам присоединилась Татьяна. Теперь вся группа была в сборе. Её казалось в это время волновала только одна проблема: судьба кошки, оставленной дома. Выяснилось, что для того, чтобы обеспечить безопасность кошки в её отсутствие, Татьяна поручила уход за кошкой своим домашним, для контроля взвесила кошку и пригрозила им всевозможными карами, если кошка похудеет хотя бы на сто грамм.

Правда сначала, пока я не разобрался в чём проблема, я не мог понять, кого она взвешивала кошку или себя, так как, на мой взгляд, её вес не намного отличался от веса кошки. Или, может быть, она хотела сравнить, кто весит больше: она или кошка?

В вагоне начали искать попутчиков до Тюнгура, чтобы дешевле доехать до места. В конце концов, нашли двух поляков, которые направлялись в те же места. Надо сказать, что это довольно интересная семейная пара: огромный мужик и его миниатюрная жена.

Наконец вагон постепенно успокоился. Наступила ночь. Я залез на верхнюю полку и стал постепенно засыпать. Вдруг я почуствовал движение воздуха в ногах и в последний момент успел подтянуть ноги, прежде чем дверь захлопнулась, чуть не отрубив мне ноги. Дело в том, что наше купе было самым последним, и мимо постоянно проходили люди, пытаясь попутно либо сбросить меня с полки, зацепив за ноги, либо пытаясь отрубить мне ноги дверью.

Внезапно среди размеренного течения ночи, во время которого я либо быстро подтягивал ноги, либо, засыпая, постепенно выпрямлял их, раздался глухой стук внизу. Я осторожно посмотрел вниз. Александр Павлович наполовину сидел на полке, нежно прижимая ко лбу бутылку с карачинской водой. Оказывается, ей надоело стоять на столике в полном одиночестве, и во время очередного торможения поезда она спланировала прямо на лоб к Александру Павловичу. Причём, как вскоре выяснилось, она умудрилась приземлиться углом пробки точно на бровь!

В общем, в скором времени Александр Павлович стоял с окровавленным лицом около туалета. Откуда ни возьмись, около него материализовался милиционер: "что случилось?" Уходя, он ещё некоторое время оглядывался, недоверчиво оглядывая Александра Павловича.

1.08.04 Дорога в горы (продолжение)

Наконец стало светать. Никто уже не спал. Подошли Татьяна с Павлом, ехавшие в другом купе в начале вагона. Они тоже не спали. Оказывается их всю ночь развлекали мужики. В промежутках между принятием алкогольных напитков они очень эмоционально обсуждали вопросы ядерной войны.

Вот наконец и Бийск! На вокзале нас уже ждали. Подошла очень активная тётя и провела к "газели", которая должна была доставить нас до Тюнгура. Вместе с нами ехали поляки с которыми мы договорились ещё в поезде. По пути газель заправилась бензином и газом. При этом для заправки мы заехали в какую-то шарагу, во дворе которой стояли бочки с квасом и было непонятно чем же будет заправляться машина.

Наш попутчик Роберт на фоне газели и вокзала в славном городе Бийске. Газель подпирает, чтобы она не упала, почётный бегун нашего отряда Павел.

Но вот, наконец, после непонятного кружения по улицам Бийска "газель" выезжает на Чуйский тракт. Мимо проплывают сосны с яркими почти оранжевыми стволами. К сожалению, сегодня снежные вершины вдали не видны. Как выяснилось, доехать до Бийска - это даже не половина дороги. Впереди предстояло преодолеть расстояние более пятисот километров.

Сначала мы двигались в южном направлении. Где-то вдалеке в просветах деревьев лесополосы синеют горы. Затем вдоль дороги появляется Катунь. Вид становится намного живописнее. Внизу видна река с её неповторимым цветом воды. Всё чаще попадаются сосны, между которыми видны вновь построенные дома и целые зоны отдыха. Под деревьями часто стоят машины с привязанными к крыше рафтами (это такие плоты для сплава по горной реке). Надо сказать, что сосны здесь какого-то особого цвета - особенно яркого. Стволы почти оранжевого цвета, только низ тёмный. Мы двигаемся по Чуйскому тракту.

Как только преодолели мост через Катунь, сосны закончились и мимо стали проплывать горы, на которых видны поля, иногда склоны, покрытые лиственницами. Дорога проложена таким образом, что не чувствуется, что она проходит в горах. Кое-где впечатление, что едем по равнине, только далеко вдали видны холмы. Это чем-то напоминает Уральские горы. Подъезжаем к Семинскому перевалу. Машина с трудом поднимается в гору. Но и здесь ничего, напоминающее горы. Обычная холмистая равнина. Единственное, что бросается в глаза - это то, что подъём всё не кончается и не кончается. Для охлаждения двигателя водитель включает печку и в салоне становится жарко.

Вскоре мы сворачиваем с Чуйского тракта и пересекаем весь Горный Алтай с востока на запад, затем поворачиваем на юго-восток и снова начинаем пересекать Алтай с севера на юг. Вокруг вообще не видно гор. Дорога идет по равнинной местности только иногда вдалеке синеет отдельная гора. Впереди показывается строительный вагончик, около которого стоит несколько машин. Останавливаемся и мы. Оказывается это пограничная застава. Мы собираем паспорта, и пограничник уносит их в вагончик. Жарко. Мы стоим на солнце. Чтобы немного размяться я выхожу из машины. У пограничной заставы (или блок поста - не знаю, как это точно называется) стоит худой мужик с велосипедом и пытается заяснить всем, кто его желает слушать (а от нечего делать желают все), что он является международной экспедицией, направленной на Алтай из Новосибирского Академгородка для поиска Шамбалы. Здесь я впервые услышал это слово. Дальше искатели шамбалы или их следы будут попадаться на каждом шагу. В общем, этот единственный представитель международной экспедиции по поиску Шамбалы кое-как объяснил, что Шамбала - это особый дух, обитающий в Гималаях, на Тянь-Шане и Алтае. Кроме того, он объяснил, что именно этот дух спасёт Землю от неминуемой гибели, и что это ему не удастся без деятельного участия международной экспедиции Юнеско в его лице.

Мне надоело стоять около импровизированного митинга, проходящего около лениво зевающего пограничника с автоматом, которому уже порядком надоели всякие искатели Шамбалы. Я решил узнать, чем же занимается пограничник в вагончике, куда унесли наши паспорта? Я зашёл в вагончик - лучше бы я этого не делал. Внутри вагончика было сумрачно и прохладно. Прямо у входа над вскрытой консервной банкой трудился облезлый котёнок, весь покрытый зелёнкой. За перегородкой пограничник с трудом разбирался, что же написано в паспортах. Перед ним на столе лежали  три стопки паспортов. Закончив разбираться с очередной стопкой паспортов, он спросил, по отдельности ли мы будем возвращаться или надеемся выйти с гор вместе. Выяснив, что у меня такая надежда есть, он обрадовано назначил меня старшим над нашим автобусом и, записав данные только моего паспорта, вернул мне всю нашу стопку паспортов. Напоследок он вырвал клочок бумаги, что-то черканул там и сказал, чтобы я показал этот шматок бумаги, когда мы будем возвращаться обратно и, кто бы ни дежурил на заставе, нас даже останавливать не будет. (К слову сказать, именно так и случилось на обратном пути.)

Наконец мы снова в дороге. Справа появляется речка, сначала похожая на ручеёк. Постепенно она набирает силы. Внизу уже видны пороги. Вода приобретает красивый бирюзовый цвет, на котором особенно чётко видны пенные следы от подводных камней. Дорога идёт вдоль обрывистого берега реки. Теперь она то резко спускается вниз, то вновь идёт на подъём. По сторонам видны ответвления дороги, предназначенные для тех, у кого отказали тормоза. Чем дальше, тем круче обрыв и больше высота над рекой. Иногда ничего не видно кроме реки, бушующей далеко внизу. Кажется, что вот сейчас водитель не успеет повернуть или машина на повороте по инерции прокатится вперёд лишний метр и ... свободный полёт метров на шестьдесят вниз!

Наконец мы снова выезжаем к Катуни. Какой прекрасный вид открывается сверху! Но мы едем дальше вдоль реки. Здесь долина достаточно широка и мы не видим реки до тех пор, пока не подъезжаем к подвесному мосту через Катунь в посёлке Тюнгур. Как хорошо, что мы можем, наконец, выйти и размять ноги! Здесь мы снова впрягаемся в рюкзаки, и на целых две недели они становятся нашей верхней одеждой!

Мы на турбазе. Последняя проверка перед выходом в горы. На заднем плане просматриваются наши польские попутчики.

Из нас шестерых только я и Татьяна впервые в этих местах. Все, бодро взбрыкивая своими филейными частями тела, двинулись вверх по единственной дороге, идущей от двух турбаз, где мы высадились. Нас обгоняет местный "аксакал" и предлагает подбросить до перевала Козияк, где должен начаться наш поход. Но мы гордо отказываемся.

Наконец спустя два часа мы, преодолев по мосту речку Кучерла, подходим к какому-то  ручейку. Мне объясняют, что этот ручеёк стекает с перевала Козияк, и что мы здесь будем ночевать. К этому моменту мне уже всё равно где слезет с меня рюкзак - здесь или где в другом месте. Я уже умудрился стереть ноги и теперь они горят! А ведь пластырь из дома я естественно не взял! Нежно обняв рюкзак, я отрешенно смотрю, как Александр Павлович пошёл собирать дрова для костра, Максим стал раскладывать палатку, а Игорь сосредоточенно стал копаться в рюкзаке. Наконец до меня дошло, что я один ничего не делаю! Отважно оторвавшись от рюкзака я доковылял до Максима и сделал вид, что держу какую-то верёвочку от палатки - в общем, помогаю ставить её! А вокруг постепенно начинает темнеть и холодать.

Схема нашего паломничества к подножию горы Белуха.

Продолжение следует.

<< >>