Соединения деталей

В приборах и установках, во всевозможных устройствах техники связи и других отраслей промышленности используются самые разнообразные по своему назначению, конструктивной форме, технологии изготовления виды соединения деталей. При этом соединения деталей бывают разъемные и неразъемные.

Разъемные соединения деталей — это соединения, которые можно разъединять и соединять многократно, не деформируя при этом ни соединяемые, ни крепежные детали. В области техники связи получили широкое распространение резьбовые, ножевые, байонетные соединения. В последнее время все чаще применяются различные виды замков, позволяющие защелкивать детали (например, крышку аккумулятора к корпусу сотового телефона), а затем рассоединять их. Некоторые виды клеев тоже позволяют многократно соединять и разъединять детали изделия.

Байонетное соединение — это быстрое соединение деталей при помощи осевого перемещения и поворота одной из них относительно другой. Принцип работы байонетного соединения показан на рисунке 1.

Байонетное соединение
Рисунок 1. Байонетное соединение

В радиотехнике байонетные соединения деталей применяются чаще всего для соединения кабелей при помощи специальных разъемов. Высокочастотный байонетный разъем показан на рисунке 2.

Байонетный высокочастотный разъем
Рисунок 2. Внешний вид высокочастотного байонетного разъема

Байонетное соединение деталей может применяться и в низкочастотных разъемах. Низкочастотный байонетный разъем показан на рисунке 3.

Байонетный высокочастотный разъем
Рисунок 3. Внешний вид низкочастотного байонетного разъема

Замковое соединение деталей позволяет быстро соединять и разъединять детали. В радиотехнике замковые соединения чаще всего применяются для крепления крышки батарейного отсека, крепления печатных плат и соединения составных частей корпуса носимых радиостанций или сотовых телефонов. На рисунке 4. приведены примеры замкового соединения крышки батарейного отсека.

Раъемное замковое соединение Замковое соединение крышки батарейного отсека
Рисунок 4. Замковое соединение крышки корпуса носимой аппаратуры

В ряде случаев требуется, чтобы снять крышку можно было при помощи специальной шпильки. Подобное замковое соединение показано на рисунке 5.

Замковое соединение со шпилькой
Рисунок 5. Замковое соединение, открываемое при помощи шпильки

На рисунке 6. в качестве примера детали с замковым соединением приведено фото крышки батарейного отсека.

Крышка батарейного отсека
Рисунок 6. Внешний вид крышки батарейного отсека

Неразъемные соединения деталей — это соединения, которые могут быть разобраны лишь при повреждении хотя бы одной из образующих соединения деталей. В устройствах техники связи применяются сварные, паяные, клеевые и некоторые другие виды неразъемных соединений.

Резьбовые изделия и соединения

Резьбовые соединения характеризуются высокой надежностью, универсальностью, малыми габаритами, удобством и сравнительной быстротой сборки и разборки деталей. Чаще всего резьбы используются для неподвижных соединений деталей, но могут обеспечивать и перемещение одной детали относительно другой.

В резьбовом соединении одна из соединяемых деталей имеет наружную резьбу, другая — внутреннюю. Наружная резьба выполняется на круглом стержне, который в зависимости от формы называется болт, винт, саморез, шуруп или шпилька и образует охватываемую поверхность. Внутренняя резьба выполняется в отверстии деталей, называемой гайкой или втулкой с резьбой. В ряде случаев для крепления деталей удобнее нарезать резьбу прямо в закрепляемой детали, тогда глухое отверстие с резьбой называется гнездом и является охватывающей поверхностью.

Резьба образуется при винтовом перемещении некоторой плоской фигуры, задающей так называемый профиль резьбы (табл. 3.1), расположенной в одной плоскости с осью поверхности вращения (осью резьбы), цилиндрической или конической, по которой профиль совершает свое движение.

Часть резьбы, образованную при одном повороте профиля резьбы вокруг оси, называется витком. При этом все точки производящего профиля перемещаются параллельно оси на одну и ту же величину, называемую ходом резьбы.

Резьба, образованная движением одного профиля, называется однозаходной. Резьба может формироваться движением двух, трех или более одинаковых профилей. В этом случае она называется многозаходной резьбой.

Шагом резьбы Р называется расстояние между соседними одноименными боковыми сторонами профиля резьбы, измеренное в направлении, параллельном оси резьбы. У однозаходной резьбы ход резьбы равен шагу резьбы. Это иллюстрирует чертеж резьбы, приведенный на рисунке 1.

Резьба однозаходная
Рисунок 1. Чертеж однозаходной резьбы

У многозаходной резьбы ход равен шагу, умноженному на число заходов. Чертеж многозаходовой резьбы приведен на рисунке 2.

Резьба многозаходовая
Рисунок 2. Чертеж двухзаходовой резьбы

Винтовая линия бывает правой и левой, поэтому и резьба образуется правой и левой. Так как в России применяется преимущественно правая резьба, то на чертеже оговаривают только левую, добавляя к обозначению резьбы надпись «LH».

Дата последнего обновления файла 10.10.2018

Литература:

  1. В.Н. Быкова Г.Д. Мефодьева Л.Я. Мефодьева В.И. Сединин Инженерная и компьютерная графика: Учебное пособие — Новосибирск: СибГУТИ, 2010
  2. ЕСКД в студенческих работах: учеб. пособие / В. Я. Вайспапир, Г. П. Катунин, Г. Д. Мефодьева - Новосибирск: СибГУТИ, 2009. - 215 с.
  3. ГОСТ 2.109-73 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Основные требования к чертежам (с Изменениями N 1-11)
  4. ГОСТ 11708-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба. Термины и определения

Вместе со статьей "Соединения деталей" читают:

Чертежи деталей
http://digteh.ru/InjGraf/chertej/detal/

Выносной элемент
http://digteh.ru/InjGraf/chertej/vinosnoi_element/

Изображение разрезов на чертеже
http://digteh.ru/InjGraf/chertej/razrez/

Изображение сечения на чертеже
http://digteh.ru/InjGraf/chertej/sechenie/




Автор Микушин А. В. All rights reserved. 2001 ... 2017

Предыдущие версии сайта:
http://neic.nsk.su/~mavr
http://digital.sibsutis.ru/

Поиск по сайту сервисом Яндекс
Поиск по сайту сервисом ГУГЛ
Об авторе:
к.т.н., доц., Александр Владимирович Микушин

Кандидат технических наук, доцент кафедры САПР СибГУТИ. Выпускник факультета радиосвязи и радиовещания (1982) Новосибирского электротехнического института связи (НЭИС).

А.В.Микушин длительное время проработал ведущим инженером в научно исследовательском секторе НЭИС, конструкторско технологическом центре "Сигнал", Научно производственной фирме "Булат". В процессе этой деятельности он внёс вклад в разработку систем радионавигации, радиосвязи и транкинговой связи.

Научные исследования внедрены в аппаратуре радинавигационной системы Loran-C, комплексов мобильной и транкинговой связи "Сигнал-201", авиационной системы передачи данных "Орлан-СТД", отечественном развитии системы SmarTrunkII и радиостанций специального назначения.

А.В.Микушин является автором более 70 научных и научно-методических работ, в том числе 16 книг.

Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика
Rambler's Top100